• 27.09.2024 01:16

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

  • Главная
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» введено в эксплуатацию в апреле 1973 года. В ближайшем окружении детского сада находятся Марьина роща, городская библиотека, средние общеобразовательные школы № 7 и № 9, начальная школа № 18, МДОУ № 4, 6, 8, 37, ДЮСШ, подростковый клуб «Ветерок», детская поликлиника № 2, Дворец спорта Шуйского филиала ИвГУ.

   Здание типовое двухэтажное, отдельно стоящее, предназначенное для осуществления воспитательно – образовательного процесса.

Общая площадь территории – 8335 кв. м.
Площадь земельного участка – 6596 кв.м.                                        Общая площадь всех помещений –  1739 кв.м.
Площадь групповых помещений —  1201,3  кв. м.
Площадь музыкального зала  —     85,3  кв. м.
Площадь спортивного зала –    50,8   кв. м.

   Здание расположено в густо населенном микрорайоне города. На территории ДОУ имеются 12 прогулочных участков, хозяйственная зона, спортивная площадка, создана экологическая тропа, разработаны образовательно – оздоровительные терренкуры, в «Уголке леса» создан туристический уголок. Территория озеленена кустарниками, лиственными и хвойными деревьями, газонами, клумбами, имеется огород, огражденные по периметру забором.

   В своей деятельности учреждение стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией путем реализации личностно – ориентированного учебно – воспитательного процесса. Наш коллектив создает развивающую предметно – пространственную среду, которая:

-формирует компетенции здоровьесбережения у дошкольников на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности;

— инициирует познавательную и творческую активность детей;

— предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;

— обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;

— безопасна и комфортна;

— соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;

— обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

   Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня ребенок мог найти для себя увлекательное занятие.
Педагоги ДОУ активно занимаются пополнением и обновлением материальной базы для формирования личности ребенка, укреплению здоровья, проявлению творческих способностей и реализации познавательно – эстетических и культурно – коммуникативных потребностей в свободном выборе. Созданная в ДОУ материально – техническая база и развивающая предметно – пространственная среда соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования, требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам.

Групповые помещения

 Групповые помещения ДОУ имеют игровую и спальную комнаты, комнату для раздевания, и туалетную комнату. В оформлении помещений каждая группа имеет свое название, «лицо», «настроение», свою «изюминку».

   Образовательная предметно-развивающая среда в группах организована в соответствии с ФГОС ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое обеспечение воспитательно — образовательного процесса по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной детской деятельности, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей.

     Развивающая предметно – пространственная среда меняется в зависимости от сезона, от возрастных особенностей, периода обучения, тематических недель. Приобретается оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе. Мы планируем помещения таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Для этого при зонировании широко используются ширмы и уголки «уединения».

   В каждой возрастной группе выделяются зоны (центры): сюжетно – ролевых игр, зона для игр со строительным материалом, учебная зона, физкультурно-оздоровительная, литературная, экологическая зона, зона художественно – творческой деятельности, театральная зона. Содержание всех пространственных зон подчинено одной главной цели – развитию способности мыслить избирательно и продуктивно, а также всестороннему развитию ребенка, развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

   Созданы развивающие тематические настенные панели «Бизиборды», в разработке и конструировании которых приняли участие все воспитатели и специалисты ДОУ.

   В каждой группе имеются уголки экспериментирования, центры воды и песка, уголки природы, приобретено оборудование «Волшебный песок». Успешно функционируют «Огороды и аптеки на подоконниках».

   Для реализации патриотического воспитания в группах созданы патриотические уголки с символикой страны, краеведческим материалом, материалами из родословной своей семьи.

   Групповые помещения оборудованы материалом для проведения игр малой подвижности, с целью активизации двигательной активности дошкольников.

   Для обеспечения образовательного процесса ДОУ оснащено информационно – коммуникативным оборудованием:

— магнитофон (11 шт.);

— интерактивная доска(1 шт.);

— мультимедийная установка (1 шт.);

— мультимедиа проектор (2 шт.);

— музыкальный центр (1 шт.);

— телевизоры (2 шт.);

— компьютер (6 шт.);

— видеомагнитофон (1 шт.);

— DVD – плеер (2 шт.).

   В групповых комнатах регулярно обновляется мебель, детские столы и стулья, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическими нормам и требованиям.

   Оборудование и материалы подобраны с учетом принципа интеграции образовательных областей и возрастных групп детей для совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. У детей есть возможность выбора видов деятельности в соответствии с их интересами, потребностями и возможностями.

   Приемные оснащены индивидуальными шкафами для одежды, имеют информационные стенды для родителей, выставки детского творчества.

   Администрация детского сада осуществляет контроль за своевременным пополнением предметно – развивающей среды новыми игрушками и пособиями, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и современными разработками в индустрии развивающих игрушек.

Учебные кабинеты

 Спортивный зал

   МДОУ № 2 работает по направлению «Построение модели открытого физкультурно – образовательного пространства ДОУ» на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Проводится образовательная деятельность с детьми, гимнастика, досуги, литературно-музыкальные вечера, праздники и развлечения. Зал оборудован детскими гимнастическими матами, шведской стенкой, скалодромом, мягкими игровыми модулями, разнообразным спортивным инвентарем для занятий, тренажерами, батутами, сухим бассейном, фитболами, инвентарем для спортивных соревнований. Используется изготовленное в ДОУ нестандартное оборудование. Созданы условия для всестороннего физического развития детей с учетом требований безопасности.

   Музыкальный зал

 Музыкальный зал для проведения занятий, развлечений,  . коллективного просмотра видеофильмов, оснащен: мультимедийным оборудованием, музыкальными инструментами, звуковым оборудованием, аудиосистемами, синтезатором, фортепиано, набором шумовых и ударных инструментов, музыкальными атрибутами, фонотекой для прослушивания музыкальных произведений, различными детскими музыкальными инструментами, учебно-методическими, нотно-музыкальными пособиями. В зале имеется костюмерная.

 Кабинет специалистов (учителя – логопеда, педагога – психолога)

 Оборудованы всем необходимым для речевого и психического развития дошкольников: диагностический и коррекционный материал, развивающие игры, дидактические и наглядные пособия и игрушки для проведения индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности дошкольников.

    Методический кабинет

  Оборудован всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками: нормативно-правовая база организации деятельности дошкольного образовательного учреждения; современные программы и технологии дошкольного образования; методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками; обобщённый положительный педагогический опыт воспитателей; библиотека методической литературы, наглядные и учебные пособия.

   Медицинский блок

   Медицинский блок включает в себя медицинский и процедурный кабинеты, изолятор, приемную, санузел. Оснащение и оборудование медицинского кабинета позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение каждого ребенка, контроль за его здоровьем и физическим развитием. В медицинском блоке имеется необходимый медицинский инструментарий, шкаф для хранения медикаментов, манипуляционный столик со средствами для оказания неотложной помощи и с набором прививочного инструментария, весы медицинские, ростомер, термометр медицинский, лотки, шпатели, кварцевая лампа, кушетка для осмотра детей, холодильник, кварцевая лампа. Оснащение и оборудование медицинского кабинета позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение каждого ребенка, контроль за его здоровьем и физическим развитием.

 Экспериментариум (детская лаборатория)

  Для развития познавательной активности детей посредством знакомства с научными открытиями людей в разные века в МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» при содействии  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»  была создана  детская лаборатория « ЭКСПЕРИМЕНТАРИУМ».

  В нашей лаборатории у дошкольников  есть возможность сделать первые шаги в науку, «полететь в космос», стать мыловаром или кулинаром, археологом  или биологом, физиком или математиком, юным Кулибиным.

  Здесь представлены интересные экспозиции из истории самых привычных для  детей вещей : телефон, радио, телевидение, компьютер, авторучка и др. Воспитанники могут узнать и испытать на себе историю письма, счета. 

    Созданная лаборатория  расширяет  представление детей об окружающем его  мире, способствует развитию речи, наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, воспитывает  интерес к открытию нового в знакомом. 

 Творческая мастерская «Мотыльки»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического воспитания ребенка, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения».

Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

 Подготовка к школе «АБВГДейка»

Осваивая программу подготовки к школе, дети приобретают необходимые знания, умения и навыки, учатся жить в коллективе, выполнять задания взрослого, контролировать свои действия. Обучение в дошкольном возрасте предполагает приобретение знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для дальнейшего обучения в школе.

Изучение алфавита, слогового способа чтения, приобретение навыков счета – это то содержание обучения, которым в соответствии с требованиями сегодняшнего времени овладевают дети с помощью общеобразовательной программы «Ступеньки к школе».

Однако общеразвивающая программа не рассматривает подготовку ребенка к школе только лишь как избирательное формирование некоторых необходимых навыков (умение считать, читать и т.д.). Программа «Подготовка к школе» включает умственное и физическое развитие ребенка, знакомство с окружающим миром и эстетическое воспитание, развитие речи, личностное развитие и многое другое.

Предлагаемые задания, игры и упражнения носят развивающий характер, формируют элементарные приемы и методы познания окружающей действительности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др.). Интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности, связанной с боязнью дать неправильный ответ, создают на занятиях особый положительный эмоциональный фон, способствуют проявлению интереса у детей и желания научиться выполнять предлагаемые задания.

 Фитнес-студия «Солнечный зайчик»

Программа «Азбука Здоровья» направлена на укрепление здоровья дошкольников, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, воспитание морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

Отличительной особенностью данной программы является:

— развернутая деятельность педагога, направленная на формирование личности ребенка в коллективе, развитие его физической и общей культуры, гармонии и высокой самооценки, приобщение к здоровому и активному образу жизни;

—  играми с элементами спорта могут заниматься воспитанники с разными физическими возможностями, но при отсутствии медицинских противопоказаний в здоровье, по желанию детей и их родителей;

— различные формы проведения занятий;

-воспитанники совершенствуются только за счет желания и трудолюбия.

Поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.

 Кружок конструирования «Техноград»

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, поделки проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и
строится на основе деятельного подхода в обучении.

Условия питания воспитанников, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Правильное питание – один из ключевых факторов, определяющих качество и жизнь ребенка, его рост и развитие. Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание. В рацион питания включены все необходимые питательные вещества и элементы, которые важны для детей. Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Соблюдаются возрастные, физиологические нормы потребности в основных пищевых веществах.

   В ДОУ организовано 4-х разовое питание. Блюда готовятся на пищеблоке. Готовят пищу квалифицированные повара. Для родителей ежедневно вывешивается меню, утвержденное заведующей и подписанное медицинской сестрой, с указанием нормы порций – объем пищи в граммах для детей в соответствии с возрастом.

   Питание детей организуется в соответствии с 10 – дневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей детей и калорийности и пищевых веществах, утвержденных Роспотребнадзором. Составляется меню для ясельных и отдельно для дошкольных групп. Особое значение придаем йодированию пищи. В детском саду применяется только йодированная соль. В ежедневный рацион питания включены фрукты и овощи.

   Выдача готовой пищи с пищеблока и прием пищи в группе осуществляется согласно режиму дня. Готовая пища выдается детям после снятия пробы и соответствующей записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд.

 Пищеблок в ДОУ оснащен различным технологическим оборудованием: холодильники, морозильники, электроплиты, весы, мясорубки, хлеборезка, овощерезка, тестомесильная машина, жарочный (духовой) шкаф, моечные ванны, стеллажи для посуды, раковины для мытья рук, разделочные столы, шкаф для посуды. В дошкольном учреждении имеются кладовые для хранения продуктов питания. Закупка продуктов питания осуществляется на торгах и аукционах. Все продукты имеют санитарно – эпидемиологическое заключение.

   Группы дошкольного учреждения обеспечены соответствующей посудой, раздаточными столами. Администрация детского сада осуществляет постоянный контроль за организацией питания.

Информационные стенды

   Информационные стенды расположены 1 этаже здания в холле и доступны для всех родителей, посетителей ДОУ. Они подразделяются на 2 блока информации:  постоянная и текущая.

Постоянная информация размещенная на стендах:

— полное (сокращенное) название образовательной организации, адрес, телефоны, банковские реквизиты;

— сведения о вышестоящих организациях: Отдел образования (Ф.И.О. начальника Отдела образования, главного специалиста по ДОУ, адрес, телефон, дни, часы приёма);

— сведения о сотрудниках ДОУ: Ф.И.О., должность, график работы, консультационные дни, часы приёма;

-программы и технологии, реализуемые в ДОУ;

— цели и задачи образовательной работы;

— система оздоровительной работы;

— режим дня;

— расписание основных видов организованной образовательной деятельности  педагога с детьми;

— информация о дополнительных услугах и др.

     В настенной информационной перекидной системе размещены Учредительные документы (копии), Положения, Кодексы, Правила, регламентирующие деятельность ДОУ.

Текущая информация:

— о проводящихся в настоящее время оздоровительных мероприятиях;

— о различных мероприятиях, подготовке к ним (праздники, экскурсии, консультации, родительские собрания и т.п.):

— объявления.

 Имеются стенды наглядной педагогической пропаганды для повышение педагогической культуры родителей, часть из которых оформлена в виде папок-передвижек.

Групповые информационные стенды

     

 

   В приемной каждой групповой комнаты размещены информационные стенды для родителей, где находится полезная информация о правильном воспитании, здоровье малышей, о тематических неделях, праздниках и событиях, предшествующий мероприятиях и праздниках. На магнитных стендах размещаются детские художественные работы, фотографии повседневной жизни ребенка в ДОУ.

Физкультурно — оздоровительный центр

«Солнечный круг»

 

  Данный стенд находится у медицинского блока и содержит информацию о спортивно – оздоровительной работе детского сада, достижениях воспитанников, консультации по физическому развитию, правильному питанию, оздоровлению детей, рекомендации врача и инструктора по физической культуре, сведения о вакцинации.

Информационный стенд по правильному питанию

   

   Расположен рядом с пищеблоком. Данный стенд содержит информацию о правильном питании, витаминах, полезных продуктах питания, нормах потребления пищи. Здесь же размещается график выдачи пищи для помощников воспитателя и меню на каждый день.

   

   В ДОУ педагогами созданы уголки «Неболейка», «Русская изба», автодром, музей военной доблести и славы, «Мой любимый город Шуя», «Россия – Родина моя», «Промыслы народные по миру собраны». В целях патриотического воспитания к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в ДОУ создана «Стена Памяти», где размещены фотографии с именами ветеранов.

    На лестничных маршах детского сада размещены 3-D картины, созданные педагогами,  которые периодически обновляются и пополняются. В коридоре создана картинная галерея, над рисунками которой постарались наши замечательные воспитанники.

    Информация, размещённая на стендах для родителей динамична. Стенды красочно эстетически оформлены.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для обеспечения образовательного процесса ДОУ оснащено информационно-коммуникативным оборудованием: магнитофон (11 шт.); интерактивная доска (1 шт.); мультимедийная установка (1 шт.); мультимедиа проектор (2 шт.); музыкальный центр (1 шт.); телевизоры (2 шт.); компьютер (6 шт.); видеомагнитофон (1 шт.); DVD – плеер (2 шт.).

Спортивный зал ДОУ оборудован интерактивной доской, мультимедийным проектором, магнитофоном; в музыкальном зале расположена мультимедийная установка, мультимедиа проектор, музыкальный центр, которые позволяют сочетать фронтальную работу с выполнением индивидуальных заданий на основе ИКТ со всеми категориями воспитанников, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Для работы с детьми создан Банк электронных образовательных ресурсов. В образовательной деятельности педагоги используют цифровые аудио- и видео учебно-информационные материалы, электронные варианты учебно-методических пособий, а также ЭОР, созданные самостоятельно средствами прикладных программ (например, мультимедийные презентации), что позволяет учитывать индивидуальные особенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В ДОУ создана медиатека, которая включает в себя компьютерные презентации по лексическим темам, к проектам, праздникам, различным событиям и т.д.