• 20.04.2024 16:37

Доступная среда

   Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

    Безбарьерная (доступная) среда– это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

  Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

   ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.

Специальные условия для обучения  инвалидов лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданные в МДОУ № 2, соответствуют требованиям Сан Пин 2.4.3648-20 и обеспечивает реализацию АООП ДО детей с ТНР, АООП ДО детей с ЗПР.

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Обеспечение доступа в здание МДОУ № 2 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности.

— В целях обеспечения доступности ДОУ для инвалидов и лиц с ОВЗ установлена информационная табличка с названием учреждения, указанием графика работы МДОУ № 2, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также кнопка вызова.

— Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – не предусмотрена.

— На входе в учреждение оборудован пандус.

— Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте. У входа в МДОУ № 2 имеется кнопка вызова сотрудника — сопровождающего лица.

— Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 

  • травмобезопасными перилами и пандусом с нескользящим покрытием;
  • тактильной желтой дорожкой и системой навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • местом парковки для инвалидов;
  • дверными проемами с шириной, позволяющей свободное перемещение к любому помещению, находящемуся в организации: музыкальный и физкультурный залы, кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, методический кабинет, кабинет заведующего, медицинский кабинет и т.д.;
  • знаком доступности.

Сменные кресла-коляски отсутствуют.

   Территория ДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ для работы с детьми и детьми с ОВЗ предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью и пособиями. В них присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся по объему.

В ДОУ для работы с детьми и детьми с ОВЗ предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью и пособиями. В них присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся по объему.

Медицинский блок включает в себя медицинский и процедурный кабинеты, изолятор, приемную, санузел. Оснащение и оборудование медицинского кабинета позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение каждого ребенка, контроль за его здоровьем и физическим развитием. В медицинском блоке имеется необходимый медицинский инструментарий, шкаф для хранения медикаментов, манипуляционный столик со средствами для оказания неотложной помощи и с набором прививочного инструментария, весы медицинские, ростомер, термометр медицинский, лотки, шпатели, кварцевая лампа, кушетка для осмотра детей, холодильник, кварцевая лампа. Оснащение и оборудование медицинского кабинета позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение каждого ребенка, контроль за его здоровьем и физическим развитием.

МДОУ № 2 работает по направлению «Построение модели открытого физкультурно – образовательного пространства ДОУ» на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Спортивный зал расположен на 2 этаже, имеет расширенный вход.  Здесь проводится образовательная деятельность с детьми, гимнастика, досуги, литературно-музыкальные вечера, праздники и развлечения. Зал оснащен оборудованием для адаптивной физической культуры, мультимедийным оборудованием, ИКТ-доской, детскими гимнастическими матами, шведской стенкой, скалодромом, мягкими игровыми модулями, разнообразным спортивным инвентарем для занятий, тренажерами, батутами, сухим бассейном, фитболами, инвентарем для спортивных соревнований. Используется изготовленное в ДОУ нестандартное оборудование. Созданы условия для всестороннего физического развития детей с учетом требований безопасности.

Музыкальный зал расположен на 2 этаже, имеет расширенный вход.

Предназначен для проведения занятий, развлечений, праздников, демонстрации видео оснащен: мультимедийным оборудованием, музыкальными инструментами, звуковым оборудованием, фортепиано, набором шумовых и ударных инструментов, музыкальными атрибутами, фонотекой для прослушивания музыкальных произведений, различные детские музыкальные инструменты. В зале имеется костюмерная.

Кабинет расположен на 1 этаже. Оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

Кабинет расположен на 1 этаже учреждения. Предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. 

Спортивная площадка с новым современным спортивным оборудованием и безопасным покрытием предназначена для развития физических качеств детей, двигательных умений и навыков, подготовки к сдаче ВФСК «ГТО». На спортивном участке имеются футбольные ворота, теннисный стол, сетка для игры в волейбол, металлическое спортивное оборудование, площадка для прыжков в длину, в зимнее время подготавливается лыжня.

Располагается на всей территории дошкольного учреждения. Предназначена для познавательного развития детей. Включает в себя несколько зон, где дошкольники могут познакомиться с объектами живой природы, посетить «Уголок нетронутой природы», «Метеостанцию», «Зону спортивных игр», а также пройти по «Дорожке здоровья».

Включает в себя систему дозированной ходьбы с выполнением заданий по территории дошкольного учреждения с возможным посещением зон «Экологической тропы». Имеет различный маршрут и протяженность дистанции (от 150 до 350 м).

Информация о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ отсутствует библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Художественная и методическая литература находится в групповых помещениях в Центрах детской активности «Книги и иллюстрации» и в методическом кабинете, книжный фонд распределен по темам:

  • Методическая литература;
  • Правовое обеспечение образовательного процесса ДОУ;
  • Организационно-педагогическая работа;
  • Комплексно-тематическое планирование;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;
  • Педагогическая диагностика;
  • ОВЗ;
  • Взаимодействие с семьей;
  • Инновационная деятельность;
  • Наглядные дидактические пособия;
  • Детская художественная литература.

Об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

   В МДОУ № 2 организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МДОУ № 2. Специальные условия питания предусмотрено для инвалидов с сахарным диабетом.

   Пищеблок работает на сырье. Поставка продуктов питания осуществляется на основании заключенных договоров. Питание воспитанников осуществляется в групповых комнатах. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Выдача готовой пищи разрешается ежедневно только после проведения приёмочного контроля бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации ДОУ, медицинского работника с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд.

Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

   Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. На базе дошкольного учреждения в течение нескольких лет реализуется инновационная здоровьесберегающая модель образования, стержнем которой вступает комплексная здоровьесберегающая методика. Основополагающим принципом организации образовательного процесса с детьми является принцип интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.

   В физкультурном зале ДОУ проводятся утренняя гимнастика, образовательная деятельность, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале в наличии есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: доска-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, фитболы, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки), мячи со звуковыми и световыми эффектами, тренажер для обучения прыжкам с звуковым эффектом, спортивный многофункциональный мини – стадион, настенная развивающая панель «Бизиборд». Используется нестандартное оборудование: ручные батуты, тоннели разных геометрических форм, координационная лестница.

   Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

   Оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей групп компенсирующей направленности, экологическая тропа, образовательно – оздоровительные терренкуры, туристический уголок. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

   За каждой группой закреплен участок, оснащенный теневым навесом, песочницей, скамейками, красочным, современным игровым оборудованием, которое соответствует росту и возрасту детей. Ежегодно весной на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует санитарно — гигиеническим нормам, имеет сертификат качества. Песочницы закрыты крышками.

О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду имеются следующие материальные средства обучения:

Спортивный зал

МДОУ № 2 работает по направлению «Построение модели открытого физкультурно-образовательного пространства ДОУ» на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Проводится образовательная деятельность с детьми, гимнастика, досуги, литературно-музыкальные вечера, праздники и развлечения. Зал оборудован детскими гимнастическими матами, шведской стенкой, скалодромом, мягкими игровыми модулями, разнообразным спортивным инвентарем для занятий, тренажерами, батутами, сухим бассейном, фитболами, инвентарем для спортивных соревнований. Используется изготовленное в ДОУ нестандартное оборудование. Созданы условия для всестороннего физического развития детей инвалидов и детей с ОВЗ с учетом требований безопасности.

Музыкальный зал

Музыкальный зал для проведения занятий, развлечений, коллективного просмотра видеофильмов, оснащен: мультимедийным оборудованием, музыкальными инструментами, звуковым оборудованием, аудиосистемами, синтезатором, фортепиано, набором шумовых и ударных инструментов, музыкальными атрибутами, фонотекой для прослушивания музыкальных произведений, различными детскими музыкальными инструментами, учебно-методическими, нотно-музыкальными пособиями. В зале имеется костюмерная.

Кабинеты специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога)

Оборудованы всем необходимым для речевого и психического развития дошкольников: диагностический и коррекционный материал, развивающие игры, дидактические и наглядные пособия и игрушки для проведения индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности дошкольников, в том числе детей с ОВЗ.

Кабинет (место) для логопеда

   Кабинет (место) для логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

   Учебно-методические пособия:

   а)для коррекционной логопедической работы: по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото), по фонетическому восприятию(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха), по лексическому запасу(дидактические игры, наборы картинок), по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам.

   б) картотеки:(артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.

   в) пособия и материалы:на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов,предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

   Уголок (место) педагога – психолога

   Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

   Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики). Имеется дидактический стол для проведения песочной терапии.

Дидактический материал

В работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья используются современные дидактические материалы: Блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, пособия Никитина, пособия Монтессори, системы акустического и визуального стимулирования, оборудования для интеграции двигательной и познавательной активности.

Диагностический материал

Специалисты МДОУ № 2 используют в работе диагностические пособия, рекомендованные к работе с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Диагностические материалы отражают содержание адаптированных образовательных программ МДОУ №2, соответствуют возрастным и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Специалисты МДОУ №2 используют диагностику психического развития Н.П. Павловой и Л.Г. Руденко, М.М. Семаго и Н.Я. Семаго, диагностику познавательного развития Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой и диагностику речевого развития Н.В. Нищевой.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Охрана здоровья в ДОУ организована в соответствии со ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается: системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой. Также детский сад оснащён: автоматической системой пожарной сигнализации, которая выведена на пульт пожарной охраны.

В детском саду разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:

— строгое соблюдение режима дня;

— соблюдение режима прогулок;

— закаливающие мероприятия;

— различные виды гимнастик (утренняя, после дневного сна)

— соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий;

— соблюдение требований к учебной нагрузке;

— выполнение режима и норм питания;

— создание условий для двигательной активности.

В учреждении имеется полностью оборудованный медицинский блок, медицинское обслуживание осуществляют медработник и врач ЦРБ г. Шуя в соответствии с договором на оказание медицинских услуг.

Основная задача медицинского и педагогического персонала – четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, снижение заболеваемости детей. О наличии заболеваний сообщают медицинскому работнику. В случае возникновении вспышек вирусных заболеваний, группы закрываются на карантин. Помещения всего ДОУ ежедневно проветриваются и обрабатываются согласно номам СанПин. С самых первых дней посещения детского сада воспитатели занимаются формированием культурно-гигиенических навыков у детей. Воспитательно-образовательный процесс направлен на физическое развитие дошкольников, созданы оптимальные условия пребывания детей, комплекс оздоровительных мероприятий зависит от времени года, так же существует комплекс мероприятий, направленный на снижение заболеваемости детей (кварцевание, проветривание, занятия физической культурой, закаливание, витаминотерапия, ежедневная утренняя гимнастика, организация прогулок на свежем воздухе, поддержание температурного режима, просветительская работа с родителями). Санитарно-гигиеническое состояние МДОУ № 2 соответствует СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. 

Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей ДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры.

В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, по согласию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов нуждающимся оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк ДОУ.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду педагоги имеют доступ к информационно-телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете. В ДОУ создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению к информационным материалам на официальном сайте ДОУ имеется адаптированная версия для слабовидящих.

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На официальном сайте организации имеется доступ к нормативным актам, регулирующим получение дошкольного образования детьми с инвалидностью, в том числе адаптированные образовательные программы и локально-нормативные акты МДОУ №2.